Они выявляют преемственность металлургических технологий у населения Ирана и Южного Зауралья на протяжении всего бронзового века. Скотоводы-кочевники двигались на юг от Южного Урала до самого Ирана, и о степени их культурно-металлургического обмена расскажет сравнение образцов медной металлургии в начальной и конечной точках.
В Южно-Уральском федеральном научном центре минералогии и геоэкологии Уральского отделения РАН давно ведутся работы по бронзовому и раннему железному веку. Были работы по Зауралью, Приуралью, Казахстану — и вот пару лет назад пришло предложение из Ирана. Российский фонд фундаментальных исследований уже поддержал грантом проект «Влияние северных индоиранских скотоводческих сообществ на металлургическую традицию Ирана во II тыс. до. н.э. – начале I тыс. до н.э.»
На минувшей неделе двое наших сотрудников:
— декан геологического факультета Наталья Николаевна Анкушева,
— старший преподаватель кафедры «Минералогия и геохимия» Иван Александович Блинов,
а также зав.археологической лабораторией ЮУрГГПУ Ирина Павловна Алаева
посетили Тегеран — лично познакомиться с коллегами и обсудить план работ. Наши учёные планируют получить образцы иранской металлургии, чтобы исследовать своими глазами, а также «сверить часы» в плане понимания процессов. Сейчас предстоит большая работа с оформлением документов на допуск к исследованию иранских образцов — и соответственно на допуск им исследовать наши образцы.
Определять, что нужно исследовать, будет специалист-археолог по эпохе бронзы Ирина Павловна Алаева, а сам анализ выполнят наши сотрудники — методами, имеющимися в Южно-Уральском научном центре минералогии и геоэкологии:
— оптическая и растровая электронная микроскопия;
— масс-спектрометрия с индуктивно-связанной плазмой и лазерной абляцией;
— рентгеновская дифракция;
— силикатный анализ.
В первую очередь их интересуют фрагменты шлаков. Металлические изделия — тоже, но, естественно, из музейной экспозиции не станут передавать экспонаты для исследования разрушающими методами. В рабочих коллекциях скопилось большое количество материала — этого будет достаточно.
Студентов привлекать не планируется: на этом уровне студентам сложно понять и что-то сделать действительно полезное, — а вот в других проектах по схожей тематике участие студентов не исключается. В случае успешного завершения проекта предполагается продолжение совместных работ.