Первокурсники пообщались с гостьей из Франции

Ирина Александровна Гвоздёва уже 20 лет работает на Лазурном берегу (юго-восток Франции, у Средиземного моря). Поделиться культурологическими наблюдениями с нашими первокурсниками она пришла по просьбе Константина Евгеньевича Ситниченко, доцента кафедры СГиПД. Встреча получилась действительно непосредственной — вопросы у студентов закончились только через полтора часа.

По образованию Ирина Александровна — преподаватель английского и французского. В 2001 поехала во Францию для практики языка по программе Au Pair: нянчиться с детьми, жить в семье, ходить на курсы языка. В 2005-2010 занималась бизнес-туризмом в 5*отеле в Каннах напротив Дворца фестивалей. С 2011 работает в сфере элитной недвижимости на Лазурном берегу.

В основном об особенностях жизни на Лазурном берегу и была беседа.


Специфика страны

Франция — коммунистическая страна: во всём уравниловка, быть богатым неприлично, благосостояние нужно скрывать, а жить на пособие по безработице — нормально. У людей военного времени — хорошие пенсии, есть недвижимость, а остальные зарабатывают немного и квартир не покупают — живут в съёмных.

Очень развиты профсоюзы. Французы очень любят бастовать! И добиваются своих целей!

Свой бизнес открыть трудно — затопчут налогами и социальными сборами. Проще быть обыкновенным работником. Идеальная работа — госслужащим: хорошая зарплата, отпуска, отгулы, привилегии, график 35 часов в неделю (с 10 до 17 по будням).

Франция — очень регламентированная страна, а ещё французы — лентяи, у них всё очень медленно, особенно оформление документов. Сильно медленнее, чем у нас.

Получить кредит — как снять Луну с неба! Много рамок и условий, дают не больше, чем 30% от зарплаты, лет на 25. Ставки, правда, хорошие — 2%. Возможно, на эти деньги можно купить дом где-нибудь в деревне.

Франция — в основном сельская страна. Лазурный берег и Париж — это одно, но большая часть страны — большое село.


Что нравится
Погода!


Что шокирует
Традиция прикладываться щёчками, когда здороваешься. Даже если тебе представили незнакомого человека. В каждом регионе — своё количество прикладываний, в некоторых доходит до четырёх ! Хорошо хоть в профессиональной сфере так не делают. В пандемию было хорошо — никаких прикладываний, дистанция и маски!


Как прижиться во Франции
Трава здесь не зеленее. Чтобы стать своей, нужно адаптироваться, говорить на ИХ языке. Не на международном английском, а на национальном языке страны. Мышление и поведение должно быть  как у французов. Не замыкаться в своих группках.

В идеале стать таким хорошим специалистом, чтобы получить приглашение на работу. Во Франции можно преуспеть прикладным трудом: востребованы хорошие строители, хорошие электрики, автомеханики, столяры… Но только хорошие! Если у вас две левые руки, как говорят французы, вы никому не нужны.

Если ехать студентом, то работать, совмещая с учёбой, можно не больше 25 часов в неделю, а этого может не хватить даже на аренду жилья. Во Франции закон защищает арендатора, так что даже если жилец не платит за квартиру, выгнать его нельзя. Арендодатели страшно этого боятся, поэтому студентам сдают квартиры неохотно и за безумную цену.


Еда
Сыры однозначно вкуснее!

Лягушачьи лапки вкусные, как курица. Улитки тоже вкусные, но соус всё перебивает — чеснок с петрушкой и маслом не даёт почувствовать саму улитку. Устрицы шикарные, вообще много всяческих морских гадов.

Ещё у французов есть ритуал в субботу и воскресенье ходить на рынок и покупать фермерские овощи. Но на хорошие продукты нужны деньги! Есть ещё развлечение — ездить в сады и за деньги собирать там себе яблоки, землянику, овощи…


Зарплаты и цены
Минималка — 1300 евро. Этого, естественно, не хватает на жизнь, разве что где-нибудь в деревне.
Бензин (дизель)  — 2 евро за литр;
Жильё (25 кв.м) — от 650-700 евро в месяц;
Картошка — 1,5 евро за кг. Продукты однозначно дороже!

Брендовая одежда дешевле, особенно на распродажах. Даже тяжёлый люкс едут покупать на Лазурный берег (и в Милан) — значительно выгоднее.

Центрального отопления обычно в домах нет, поэтому зимой холодно даже на Лазурном берегу: высокая влажность, ветер, нужен хотя бы кондиционер, чтобы жить комфортно. В тех домах, где центральное отопление есть, оно в этом году подорожало в три раза. Счётчиков на личное потребление почти нигде нет, поэтому хозяева платят за ЦО, даже если фактически в доме не живут.


Мытьё посуды
У многих — посудомойки. С пресной водой проблем нет, но воду как в России тут не льют. Намочили губку — закрыли кран. Намылили всю посуду, открыли кран, смыли пену, закрыли кран. Это быстро входит в привычку.


Мигранты
В основном из Северной Африки. Особенно афроамериканцы любят Париж, но их коммуны есть везде, и живут они там по своим правилам. Просто погулять в их кварталы не ходят. Особенно если ты женщина в юбке — будут свистеть вслед, некомфортно.

Всем мигрантам выделяют деньги — это же коммунизм!

Чистых французов осталось очень, очень мало, в основном все уже породнились с приезжими.


Мода
Женщину на каблуках и в юбке вы днём едва ли увидите. Француженки вообще не умеют одеваться, краситься, следить за собой. Разве что ногти красят. Для девушек среднего класса, особенно замужем и с детьми, ходить в трениках — абсолютно нормально.


Преступность
Их бы в наши тюрьмы! На Лазурном берегу тюрьма в горах, с видом на море. Есть телевизоры, Интернет — санаторий, а не тюрьма.

Тюрьмы перенаселены, всем мест не хватает. Отпустить могут даже из-за формальной ошибки в протоколе при задержании, и у многих полицейских пропадает смысл ловить правонарушителей — зачем, если потом всё равно отпустят?

Воровством обычно промышляют гастролёры из ЕС. Обчищают богатые виллы — деньги, драгоценности, брендовые сумки… На телефоны и технику не зарятся — их легко отследить.

Вандалы на домах не рисуют, разве что на заброшенных. На поездах рисуют, но это даже красиво.

Авторские права строго соблюдаются. Если что-то скачал незаконно, отследят и пришлют письмо с предупреждением и извещением о дальнейших последствиях.


Толерантность
По гендеру — доходит до абсурда. Вместо мамы и папы — Родитель_1 и Родитель_2, уже чуть ли не ОНО. Отдельные туалеты для третьего лица.

По цвету кожи — нормально, без перегибов.


Пандемия
Было много социальных выплат всем, кто подходил под определённые критерии, но всё равно много бизнесов закрылись.


СВО
Французы относятся неоднозначно — как везде. Кто-то поддерживает, кто-то осуждает. Государственная пропаганда — однозначно негативная, но для себя последствий не ощутила ни в малейшей степени — ничего не изменилось.


Образование
В среднем — среднее. Высшее образование здесь психологически необязательно, к этому очень лёгкое отношение.

Школы есть разные, зависит от района. Есть ужасные, если нормальные, есть получастные — недорогие. Ходят в школу с трёх лет: для малышей — отдельный вход, но здание общее. Домашних заданий почти не задают, зато дети находятся в школе с восьми до пяти.


Архитектура
Самая интересная. Жилые дома все разные, нет и не было типовой застройки.

Французы соблюдают стиль. На перекраску нужно запрашивать разрешение, построить дом тоже можно только с разрешения и только такой, который будет соответствовать ансамблю. Нельзя закрывать вид другим домам. Купил землю — обязательно спрашиваешь, что можно построить. Вообще в архитектуре больше «нельзя», чем «можно». Но в итоге — красиво!


Весной и летом планируются аналогичные культурологические встречи с выпускниками, которые теперь живут в Болгарии, Шотландии и Финляндии. Константин Евгеньевич предпочитает давать студентам информацию «из первоисточников» — только так возможно сформировать адекватное миропонимание.