Начальник отдела кадров налоговой инспекции рассказал второкурсникам о гос.службе

Начальник отдела кадров и безопасности межрайонной налоговой инспекции No23 по г. Миассу Сергей Юрьевич Уришев рассказал, что такое государственная гражданская служба, как туда попадают и что даёт летняя практика в налоговой инспекции.

На занятиях по административному праву будущие специалисты экономической безопасности изучают исполнительную власть.  На последней лекции они разбирали федеральный закон о системе гос.службы, и чтобы посмотреть, как он проявляется на практике, на семинарское занятие преподаватель Николай Михайлович Гладких пригласил эксперта. Студенты свой шанс поговорить с начальником кадров использовали и свои вопросы озвучили. Да и в теме разобрались так, что теперь от зубов отскакивает.

Сергей Юрьевич — слева, Николай Михайлович — справа

Что такое гос.служба?

Государственная гражданская служба — это гражданская (не военная) работа по исполнению функций и полномочий федерального или регионального государственного органа. Например Федеральная налоговая служба или региональные министерства — это государственный орган, а вот администрация уже не входит в органы гос.управления — это местное самоуправление. Там своя служба — муниципальная. Она родственна гос. гражданской службе, но ей не является.

Главный принцип гражданской службы — приоритет прав и свобод человека и гражданина, цель — обеспечение законных прав общества и государства.

Кто такой гражданский служащий и как им стать?

Гражданский служащий — это гражданин РФ, который добровольно изъявил желание служить государству.

Призвать на гос.службу как в армию нельзя, обязательной она не является. С военной службой их роднит статья об ограничениях:
если юноша не служил в армии (безосновательно), его не возьмут на гос.службу.

В остальном все кандидаты имеют равную доступность на вакантную должность, если проходят по профессиональным требованиям. Даже если кандидат не прошёл отбор, он может два года числиться в кадровом резерве, откуда берут на освободившуюся должность уже без конкурса.


В системе гос.службы есть 4 категории сотрудников:

  • руководители,
  • помощники руководителей,
  • специалисты,
  • обеспечивающие специалисты.

Помощники, или советники, — это самая малочисленная группа, так как они не всем нужны. В миасской налоговой инспекции таких нет, а вот у руководителя Областного управления, где в подчинении 3 500 человек, есть 2 помощника.

У каждой должности — свои квалификационные требования. По уровню высшего образования на главные должности берут специалистов (как раз как наши студенты) или магистрантов, но не бакалавров. Например заместителем федерального министра специалист быть может, а бакалавр — нет.

Требования к должности могут устанавливать и сами органы гос.службы. Впрочем, знания и умения идут из справочника квалификационных требований специальностей и направлений подготовки →, разработанных Министерства труда, поэтому никаких неожиданных навыков не потребуется.

Специфика гос.службы (на примере налоговой инспекции)

За 3 года (2016-2018) в налоговую службу Миасса приняты 52 специалиста, из них 14 — выпускники, для которых налоговая- первое место работы. Возможность устроиться в налоговую есть и сейчас — штат укомплектован на 92% (183 человека), а работы много, так как инспекция администрирует
+ 288 тысяч физических лиц,
+ 7 тысяч индивидуальных предпринимателей и
+ 5 тысяч юридических лиц.

Львиной долей работы налоговой является контроль и надзор за соблюдением законодательства о налогах и сборах, то есть:

  • следить за своевременностью платежей и отчётности;
  • в случае задолженности принимать принудительные меры по её взысканию;
  • выявлять нарушения и устранять их;
  • обеспечивать поступление денег в бюджет.

А теперь о приятном.

Оплачиваемый отпуск — 30 календарных дней + дополнительно 3 дня за ненормированный рабочий день. Максимальная добавка к отпуску может достигать ещё + 10 дней за 15-летний стаж работы на гос.службе.

На оздоровление гос.служащих отправляют в Крым, Сочи, Анапу, Владивосток и Подмосковье.

Профессиональное развитие (согласно 62 статье закона о гос.службе) предполагает и самостоятельную подготовку, и дополнительное проф. образование — повышение квалификации в институтах Федеральной налоговой службы (Санкт-Петербург, Нижний Новгород и другие вузы по госконтракту). Так можно получить даже дополнительную специальность: в Нижнем Новгороде — диплом по информационной безопасности, в Санкт-Петербурге — 1 юридическую и 3 экономические специальности.

Работа налоговой инспекции вызвала у студентов несколько вопросов.

1. Как часто случаются переработки?
Зависит от отдела. У отдела урегулирования задолженностей всегда большой объём работы, они чаще других задерживаются.

Добровольные переработки сотрудники контролируют сами. Если не успевают выполнить большую задачу в срок, задерживаются на 15 минут, на час. Прошлый начальник инспекции не уходил с работы, пока не закончит дело, бывало, до 10-11 часов вечера сидел, но от других такого не требовал.

Официальный ресурс переработки — 24 часа в год. Их начальник может потребовать от сотрудника и не в добровольном порядке. Они же потом возмещаются 3 днями отпуска (расчёт такой: 24 часа = 3 рабочих дня по 8 часов).

2. Как часто налоговая контактирует с МВД, прокуратурой, ФСБ?
Есть определённый порядок взаимодействия, много направлений.

Например контроль налоговой отчётности. В прокуратуру отправляются запросы о доступе к той или иной информации, а МВД привлекается на выездные проверки. Все результаты проверок — это взаимный материал. Если налоговая выявляет признаки правонарушений, материалы идут в следственный комитет или МВД, там дают правовую оценку, возбуждать дело или нет. Налоговая может оспаривать их решение или соглашаться с ним.

3. Чему можно научиться на практике в налоговой?
Практическим вещам. Вас тут учат на уровне министров экономики — макроэкономика, глобальные вещи, в вас закладывают код по специальности, а в мелкие вещи вы не вникаете. А в реальной жизни всё состоит из деталей.

На практике студенты выполняют простейшие вещи, которые легко объяснить за 1 день. Систематизация, комплектование, подготовка документов, то есть всё то, что входит в ежедневную обязанность работников налоговой службы. Ничего ненужного делать не будете.

Другой вопрос — операции, которые вы будете выполнять, не дадут вам полного представления о работе налоговой. Зато могут дать рабочее место.

В прошлом году были практиканты, даже на преддипломной практике, 3 стали работниками инспекции. 2 из ЧелГУ, 1 из ЮУрГУ — тоже «Экономическая безопасность». Их заметили на практике. А как замечают? Всем нужны работники, которых нужно поменьше учить, которые много делают, ни на что не жалуются, быстро осваивают материал. Так за ними бегали потом! Практика — это получение вашей деловой репутации.

4. Расскажите подробнее про обязательные повышения квалификации и командировки?
Развитие сейчас идёт непрерывно. Раньше была норма — не реже раза в 3 года, сейчас эта формулировка отменена, остаётся «по мере необходимости» или по решению представителя нанимателя, то есть по мнению начальника инспекции.

Сейчас всё автоматизируется, в стране идёт цифровизация, без неё ничего не решить, поэтому нужно постоянное обучение. По определённому плану вводится программный продукт, у него есть свой образовательный портал, программы, тренажёры. Но программный продукт не может стоять на месте, он постоянно развивается, и когда достигает предела, появляется новый продукт. Сейчас у нас уже третье поколение программного продукта, перейдём на него — появится следующий, и это постоянно будет идти.

И постоянно на гос.службе идёт развитие. Остановился — отстал, не понимаешь, о чём люди говорят, что делать нужно. Инструменты для развития есть, дело — за человеком. Научить можно того, кто учится, кто хочет научиться, а если не хочет, дай ему что угодно — блестящих учителей, программное обеспечение, стипендию увеличь — не будет толку. А кто хочет, всегда найдёт возможность извлечь для себя что-то полезное.

Прямую трансляцию семинара велась в нашу группу вконтакте vk.com\susumiass