Общая информация | Направления и специальности | Кафедра автомобилестроения | Кафедра технологии производства машин | Кафедра технической механики и естественных наук |
Заведует кафедрой Краснокутский Василь Васильевич кандидат технических наук, доцент krasnokutskiivv@susu.ru Педагогический состав→ |
Автомобили и трактора – это наши помощники и в то же время источники повышенной опасности, поэтому к их безопасности и надежности должны предъявляться повышенные требования. Для студентов в лаборатории кафедры собраны и постоянно обновляются натурные образцы наземных транспортно-технологических средств, различные стенды и макеты.
В лаборатории конструкции автомобиля
студенты дневной и заочной формы обучения занимаются все годы обучения. На младших курсах студенты изучают дисциплины «Конструкция автомобилей и тракторов», «Тепловые двигатели», «Электрооборудование автомобилей и тракторов». Для этого в лаборатории имеется:
- полнокомплектный действующий от электродвигателя разрез автомобиля Урал-4320;
- разрез легкового автомобиля ВАЗ-2105 с механическим приводом;
- стенд электрооборудования ВАЗ – 2105;
- силовые агрегаты с коробкой передач отдельно от автомобилей ДВС-ЗИЛ, ДВС ЗМЗ -53;
- фрагмент рулевого управления автомобиля ГАЗ – 3307;
- действующие макеты с ручным приводом узлов и агрегатов отечественных и зарубежных автомобилей и тракторов.
Ежегодно в лаборатории появляются новые действующие макеты и агрегаты. Накоплен фонд плакатов современной наземной техники, который также ежегодно пополняется.
Лаборатория оборудована видеопроектором, что позволяет студентам лучше представить проектирование, испытание, дизайн, обслуживание и эксплуатацию автомобилей.
На старших курсах при изучении специальных дисциплин также используется материальная часть лаборатории. Студенты изучают теорию автомобилей и тракторов, особенности ремонта, надежности и эксплуатации наземных транспортно-технологических средств. Для изучения дисциплины «Практикум по виду профессиональной деятельности» на занятиях активно используются компьютерные технологии.
В лаборатории силовых установок автомобилей и тракторов
студенты изучают дисциплины «Теория силового привода автомобилей и тракторов», «Тепловые двигатели», «Автоматические системы автомобилей и тракторов», «Экологическая безопасность транспортных средств», проводится со студентами научно-исследовательская работа .
В лаборатории установлен исследовательский комплекс «Силовые двигательные установки инженерных машин» в составе:
- Действующий инжекторный ДВС для ВАЗ-2119 (16 клапанный DOHC);
- Электросиловые установки инженерных машин.
Кафедра никогда не переходила на бакалавриат — выпускает только специалистов. В сохранении специалитета в России и странах СНГ участвовали кафедры вузов, которые готовили специалистов по специальности «Автомобиле-и тракторостроение» и входили в Учебно-методическую комиссию по этой специальности, председателем которой являлся профессор, к.т.н. Серебряков Владимир Витальевич, Московский государственный машиностроительный университет (МАМИ). Просьбу о сохранении специалитета направил в Министерство образования и науки РФ директор ОАО «АЗ «УРАЛ» Корман Виктор Христофорович, а также каждый директор завода России и стран СНГ, где готовили специалистов автомобиле-и тракторостроения для своих заводов. Специалитет удалось отстоять.
История кафедры — это история вуза, потому что специальность «Автомобилестроение» открылась в Миассе самой первой — ещё в 1953 году. До ноября 1998 выпускающей была челябинская кафедра «Автомобили и тракторы», а лекции по спец.дисциплинам читали преподаватели базового университета. 1 ноября 1998 приказом ректора образована кафедра «Автомобилестроение». Специалистов автомобиле- и тракторостроения в Миассе стали готовить только местные преподаватели и сотрудники Уральского автозавода. До 1991 на кафедре было только вечернее обучение, а с 1991 открылось дневное. Начался набор на контракт и целевое обучение. В 2005 организовали сокращённое очное обучение – 4 года на базе среднего специального образования по профилю автомобилестроения, в 2006 — аналогичное заочное обучение.
В 2002 по просьбе предприятий на кафедре открыли специальность «Промышленная теплоэнергетика» (очно, заочно и очно-заочно), в 2007 — «Гидравлические машины, гидроприводы и гидропневмоавтоматика». 1 мая 2008 обе эти специальности отделились в самостоятельную кафедру «Гидравлика и теплотехника».
В 2006 открыли специализацию «Фирменный автосервис».
В 2011 после реогранизации и объединения специальностей в Министерстве образования и науки РФ специальность «Автомобиле- и тракторостроение» превратилась в специальность «Наземные транспортно-технологические средства» (специализация «Автомобили и тракторы»). В 2014 изменился шифр: был 190109.65, стал 23.05.01. В 2016 вышел федеральный стандарт специалитета 23.05.01: срок обучения на очном отделении – 5 лет, заочном – 6 лет. В 2020 году 11 августа №935 вышел новый стандарт (3++) по специальности 23.05.01 «Наземные транспортно-технологические средства». По настоящее время кафедра выпускает специалистов.