ЮУрГУ в Миассе начинался с машиностроителей
К лету 1953 года в отделе технического обучения Уральского автомобильного завода появился документ, в котором говорилось:
«…Сотни рабочих и техников, которые хорошо знают своё дело, но не имеют нужных теоретических знаний, ставят вопрос об организации при заводе высшего учебного заведения. Просим Главное управление войти с соответствующим ходатайством в Министерство высшего образования СССР».
В августе 1953 г. издается Приказ по Челябинскому политехническому институту:
Отделение должно было готовить
- инженеров-конструкторов автомобилестроения,
- инженеров-технологов машиностроения
- и инженеров-механиков литейного производства.
Уже к началу 1953-1954 учебного года в Миассе был организован вечерний факультет Челябинского политехнического института. У трудящихся города появилась возможность получить высшее образование без отрыва от производства. Большая заслуга в этом принадлежит бывшему директору автозавода А.К. Рухадзе, а также главному инженеру Андерсу А.А. и главному металлургу Бернштейну С.И.
|
|
|
Первоначально предполагалось, что на факультет примут 75 человек, но первые дни экзаменов показали, что эта цифра ни в коей мере не удовлетворит запросы коллектива автозавода. Министр дал разрешение увеличить прием до 100 человек. Но и этого оказалось мало, приемные экзамены выдержали 128 человек. В числе первых заявление в приёмную комиссию подал контролер ОТК Геннадий Головачев. Фронтовик, один из лучших людей литейного цеха №1, он еще до войны с отличием окончил автомеханический техникум и в институт был зачислен без экзаменов.
Занятия на факультете проводились в неприспособленном здании бывшего ДОМА ТЕХНИКОВ, где студентам выделили
- актовый зал на 50 человек,
- две комнаты для практических занятий
- и комнатку для канцелярии факультета.
Лекции читались в два потока, а практические занятия велись в классах школы №17.
Лекции читали преподаватели головного института. Для практических занятий приглашали ведущих преподавателей школ и техникумов города:
- З.П. Хлебникова (высшая математика),
- Ю.И. Педаховский (начертательная геометрия),
- В.М. Савенко (физика),
- С.М. Артемьев и другие.

Единственным штатным преподавателем был М.И. Борчанинов, он же стал и первым деканом факультета.
…А вот о нём нельзя здесь умолчать,
О Борчанинове – декане первом.
Не просто так – «с нуля» всё начинать,
И бывший фронтовик занялся этим делом…
Тогда он положил начало,
У следующего тоже было много дел.
А что в итоге с факультетом стало!…
Уверены, и это — не предел!
Миасский факультет ЧПИ постепенно набирал силы, укреплял свою материальную базу. Увеличивалось количество штатных преподавателей, пришли работать
- А.С. Черкасов (начертательная геометрия и черчение),
- Э.В. Рудина (начертательная геометрия и черчение),
- А.А. Черкезова (химия).
В подвальном помещении новой школы №29 одной из первых была организована лаборатория физики, где преподавали ст.преподаватель С.А. Торбеев и ассистент И.А. Корпушев.
На старших курсах занятия проводили ведущие специалисты завода: А.А. Андерс (один из деканов), В.Р. Балинский, А.А. Рыскин, В.Д. Регент. Приступают к работе молодые педагоги Н.А. Можайцев, Е.Б. Можайцева, Л.П. Балинская, К.А. Комарова, К.И. Ершова, К.И.Смирнова.
Летом 1959 года состоялся первый выпуск. Пятьдесят шесть инженеров влились в техническую интеллигенцию автозавода и других предприятий города. В их числе – автозаводцы Г.П. Головачев и В.А. Романов, получившие дипломы с отличием. Среди выпускников тех лет — известные руководители города и крупных промышленных предприятий:
- А.А. Брюгеман, заместитель гендиректора и вице-президент АЗ «Урал»;
- В.А. Романов, генеральный директор АЗ «Урал»;
- Н.В. Жильцов, начальник отдела материально-технического снабжения;
- А.Г. Гончаров, директор АЗ «Урал» по персоналу;
- Б.В. Корсуков, заместитель главы администрации Миасса;
- М.О. Рязанов, генеральный директор АЗ «Урал»;
- Ю.В. Ярошенко, председатель городского совета.
Из репродукторов — война!
Фашистская напала свора,
И ощетинилась страна,
Народ поднялся для отпора.
Заводы срочно на восток,
В Миассе тоже эшелоны,
И вот совсем в короткий срок
Увидели машин колонны.
Победу праздновал народ,
Стране нужны автомобили,
И, глядя далеко вперёд,
Наш факультет тогда открыли.
Непросто начинать с нуля:
Ни здания, ни педагогов…
Но Борчанинов у руля,
И сделал он довольно много.
Конечно, помогал завод,
Хоть время было непростое,
Но набирали мощно ход,
Ведь дело как-никак святое.
Студенты от станков пришли,
И смена та была вторая,
В учёбе были хороши
Наук секреты постигая.
Возглавили они потом
Цеха, отделы, предприятья
И вспоминали все с теплом
Свои вечерние занятья.
Шестьдесят пять минуло лет,
Наш факультет преобразился,
Несёт, как прежде, знаний свет
И помнит всех, кто здесь учился.