Фотоотчёт о трёхдневной образовательной поездке в Сколково

О лекциях по современному строительству и  архитектурных экскурсиях рассказали Данил Смолкин (4 курс) и Виталий Голдырев (2 курс).

Апарт-отель «Полисад» 4*, просторные и стильные апартаменты, где жили наши студенты

День 1. Лекции 

Московский международный медицинский кластер, здание Hadassah Medical Moscow, где проходили все лекции

Данил Смолкин:
Первая лекция была вступительная. Нас познакомили с принципом «человекоцентричности» в строительстве —  и это не только на словах, это всё выражается в мелочах. Суть их медицинского кластера как раз в том, чтобы люди лечились и чувствовали себя лучше за счет хороших условий. В палатах предусмотрены места для близких. На территории есть сад для пациентов. Коридоры сделаны по европейской системе, чтобы врачи из других стран могли спокойно ориентироваться. И ещё насчёт коридоров: мы же простые гости, а в этом центре есть люди со слабым иммунитетом, и всё продумано настолько, что у нас был свой маршрут, чтобы и люди со слабым иммунитетом могли гулять по центру, и чтобы мы дошли до конференц-зала, не пересекаясь с ними.

Человекоцентричность в медицине — это семейные комнаты с кухней и душем, места для терренкура (пеших прогулок), аэросолярий, озеленение крыш, подъёмники в ванных комнатах и  т.п.

Виталий Голдырев:
Ещё одна лекция была о развитии информационного моделирования (BIM). Раньше проектировщики работали с 2-мерными чертежами и отправляли их на стройку. Но так как строителям не очень бывает понятно в некоторых моментах, они, бывало, делали не так, как задумывал проектировщик. С BIM-технологией проектировщик вычерчивает 3-мерную модель, все инженерные сети, системы, оборудование и т.д.

BIM — 3D-модели вместо обычных чертежей

Данил Смолкин:
Когда здание построено, существует его цифровой двойник. Работает это с помощью датчиков, которые установлены везде, где только можно. Если я не ошибаюсь, то на всё это здание «Хадасса» установлено около 30 тысяч датчиков! Можно прямо в 3D-модели всего здания посмотреть, какой например насос сломался. И всё это огромное здание обслуживает всего 2 человека! За этой технологией точно стоит будущее. Как минимум, в эксплуатации технически сложных зданий и сооружений.

В Миассе тоже используют технологию цифровых двойников, причём вместо 3D-модели в ситуационном центре — приложение на смартфоне!

Эта система не совсем инновационная, например у нас в Миассе есть свой аналог. Весь район ИБК оснащён автоматизированной системой отопления и водоснабжения, которая сама подбирает температуру воды по температуре воздуха. Причем у нас тоже очень удобная диспетчеризация, хоть и без 3D-модели. Я даже попросил их эксперта по инженерным коммуникациям показать индивидульные тепловые пункты и насосные. Могу сказать, что мы не сильно отстали от них. Но есть одно существенное различие: на ИБК всем можно управлять с телефона, а в Сколково нет, у них все находится в одной комнате — так называемом ситуационном центре. Я у них спросил, мол, а почему так, со смартфона же удобнее? Они сказали, что пока нет необходимости, но они разрабатывают приложение для сотрудников, чтобы они вне этой комнаты создавали заявки на ремонт, заказ материалов и прочее.

Памятник Ленину на Калужской площади. Подтверждает, что товарищи-строители идут верным путём гулять по ночной Москве

День 2. Экскурсии

Москва-Сити — полный восторг от масштабности

Данил Смолкин:
В музеи нас не водили, но это не проблема, так как мы строители: нас интересует больше то, как здания выглядят снаружи и вписываются в общий концепт. Нас повезли на Воробьевы горы, покатали на фуникулере, показали здание МГУ и другие сталинские высотки по пути. Изначально их планировалось 8 штук в честь 800 летия Москвы, и когда построили первую, Сталину не понравилось, что у неё был слишком капиталистический вид, и он на проект сам пририсовал огромный шпиль и звезду!

А МГУ проектировался как здание, в которое студенты бы зашли и, грубо говоря, им больше бы не пришлось выходить. Магазины, рестораны, парки, места проживания для студентов и профессуры — в общем, полная инфраструктура. Так до сих пор и есть. Там 68 лифтов, в которых даже во времена СССР были системы связи, то есть прямо из них можно было звонить в любую точку державы! Но в любую точку по ошибке связистов, так изначально не планировалось.

Храм Христа Спасителя, который строили 40 лет в XIX веке, затем на его месте был крупнейший в Европе открытый бассейн, под конец XX века решили восстановить точную реплику.
Напротив храма через Патриарший мост находится ГЭС-2: в прошлом — элеткростанция, ныне — культурный центр. Именно тут стоит «Живая глина» — неоднозначная скульптура из алюминия
Аналогично, Красный Октябрь — в прошлом кондитерская, а теперь — культурное пространство, и тоже у того же Патриаршего моста
Золотая миля — район ультрамодной архитектуры
По-новогоднему украшенная Красная Площадь зарядила новогодним настроением
Единственная девушка в нашем образовательном десанте — Любовь Пустуева, третий курс

День 3. Сколтех и практика

Данил Смолкин:
Небольшая предыстория. Этим летом мне повезло быть гостем на СтудВесне, и я попал на лекцию про архитектуру кампусов. Там рассказывали про принципы строительства самых современных кампусов. И в этом здании я увидел визуализацию каждого из принципов и архитектурных решений:

  • стеклянные кабинеты;
  • подвижные шумоподавляющие перегородки и небольшие «комнатки» из этих шумоподавляющих перегородок для индивидуальных разговоров;
  • натуральный дизайн: камень-дерево-растительность;
  • много комфортного пространства для студентов, везде есть розетки, начиная от столов, заканчивая полом.

Из-за огромной площади здания персонал там катается на электросамокатах! Ещё нас провели по их чистым помещениям — лабораториям. Точнее, показали: внутрь зайти нельзя, всё-таки чистое помещение.

В технопарке Сколково больше всего запомнилось аэротакси, которое уже испытывали — причём успешно!

После обеда мы вернулись в «Хадассу», где началось занятие «От архитектурной концепции к реализации проекта» с элементами интерактива. Нам дали реальный концепт аллеи в Москве и попросили найти проблемы. Половину осилили.

Прикладываем проект для поиска ошибок Архитектурная_концепция.pdf

Виталий Голдырев: 
Мы нашли много недочётов.
— Во-первых, предлогалась изменить направление движения на въезд к данной ветке метро. Согласовать данный вопрос с Мосгортранс и ГИБДД крайне сложно, а точнее нереально.
— Во-вторых, предлагалось установить фонтан на входе в ветку метро. Он находится на проезжей части, что категорически недопустимо.
— В-третьих, оформление самой ветки и территории вокруг из красного клинкерного (тротуарного) кирпича. Зимой будет очень скользко и травмоопасно.
— В-четвёртых, нам не понравились мощение, а точнее угол примыкания стены с полом. Он слишком большой, что несёт большую нагрузку на кирпич — впоследствии он будет разрушаться.
— В-пятых, туалеты поставлены рядом с подходом к пешеходном переходу.
Есть проблемы по размещению строительных материалов на время строительно-монтажных работ, а также инженерные сети находятся на малой глубине, и очень проблематично проводить работы на нулевом цикле. Ещё были вопросы по вентканалам. Согласно нормативной документации, они должны находиться на определённом расстоянии и ничем не заставлены.
В итоге получается очень много «голых» мест на проекте!

Экологическое проектирование трудноосуществимо в России, но идеи интересные

Данил Смолкин:
Последней была лекция по энергоэффективному и экологическому проектированию. Это довольно интересно, но тяжело реализуемо в российских условиях. У нас не поставить солнечные панели — в Москве уж точно: мы за 3 дня ни разу солнца не увидели. Тепловые насосы (они берут тепло из земли и тянут его в дом) погубит зима. Резервуары для сбора дождевой воды тоже зимой не актуальны. Остается только водород. Вот водород лично для меня — это энергия будущего!

Виталий Голдырев:
Экономить можно пассивным отключением электроэнергии в помещениях, где не нужен постоянный свет. Ещё как вариант энергосберегающие лампочки. По поводу экономиии водоснабжения — можно применить фильтрование воды. Вода, которая была потрачена не на физические потребности человека (душ, туалет), может пройти очистку и применяться вновь. Также уменьшение напора воды при использовании душа. По расчётам советских инженеров, воды уходит в день на одного человека от 100 до 200 литров. Здесь экономия необходима!

Итоги

Виталий Голдырев:
Сделал вывод, что мне необходимо дальше двигаться и изучать 3-мерное моделирование.

 

Данил Смолкин:
Одна из самых впечатляющих вещей — цифровая документация.
Одно из последних зданий, которое они построили, введено в эксплуатацию практически без использования бумажной документации. Вот это действительно невероятно, потому что нужно более 900 документов, а это тысячи, а может, и десятки тысяч листов. Пока поймешь что напечатать, пока напечатаешь, пока отнесешь и проверят — это слишком долго. А здесь с помощью электронных подписей и постоянной связи сроки сокращаются в разы! Причем они сделали большой шаг к цифровизации строительной документации и сейчас работают над машиночитаемыми документами. Вот здесь реально будущее!