Учебная практика электротехнического факультета

В этом году учебной практикой хвастаются второкурсники электротехнического факультета. 2 недели они укладывали жгуты и паяли в Миасском машиностроительном колледже, изучали деятельность НПО электромеханики, Миасского машиностроительного завода и подстанции «Тургояк».

Анатолий Евсеев, группа 226, направление подготовки «Управление в технических системах»

Жгут — это пучок проводов, укладывать жгут — это аккуратно разложить проводки по специальной схеме и зафиксировать их. В случае чего так легче найти неисправность. На предприятиях обычно делают жгуты из проводов различных цветов, чтобы было проще ориентироваться в схеме.

Пайка проводов для меня была самым интересным и кропотливым процессом. Важно выполнять её правильно, ведь это обеспечивает лучший контакт и надежность соединения.

В быту часто бывает, что какой-нибудь проводок отойдет или переломится (к примеру, в тех же наушниках), и чтобы не тратить деньги на новые, можно всего лишь их спаять, не перепутав контакты. И если всё сделать аккуратно, внешний вид останется прежним!

Наталья Томских, группа 246, , направление подготовки «Электроэнергетика и электротехника»

Маерова Валентина Андреевна была нашим куратором в мастерских МиМК. Очень ответственная и умеющая найти подход абсолютно ко всем. Научила держать в чистоте своё рабочее место, сначала думать, а потом действовать и самое главное — это её мотивация к жизни. Вот этим она мне больше всего запомнилась. Вся группа была ей очень благодарна. Это без преувеличения.

P.S. Она даже приглашала нас пройти практику в октябре вместе с ребятами, которые обучаются на радиомонтажников!

Анатолий Евсеев, группа 226

На «НПО электромеханики» мы были:

  • в цехах, где множество станков и рабочих, и каждый занят своим кропотливым делом: кто-то делает обмотки для будущих гироскопов, кто-то паяет элементы к платам. Нам показали части гироскопа и акселерометра для наведения и ориентации ракет, а так же их частичную сборку.
  • в комплексе электронно-преобразовательных устройств, где нам сразу же выдали спецодежду, чтобы соблюдать особую чистоту. В некоторых помещениях чистота достигала 30 пылинок в день, и есть специальные фильтры и специальные люди, которые следят за этим. Нам рассказали, как разрабатывают электронно-преобразовательные устройства, показали старые и действующие платы для гироскопов и ракет и объяснили, чем они отличаются от обычных плат.

Также мы заглянули в метрологический комплекс (правильный расчёт и точность очень важна в специфике отрасли) и в музей предприятия, где показана история его возникновения и значимые этапы развития.

Наталья Томских, группа 246

Один день была экскурсия на подстанцию «Тургояк». Экскурсию проводил главный инженер Миасского отделения «МРСК Урала» Виктор Михайлович Гладких. Нам показывали трансформаторы, выключатели, пружины, комнату с аккумуляторными батареями и дугогасительные камеры.

Благодаря этой экскурсии меня заинтересовала профессия инженера по релейной защите и автоматике. Релейщик — это специалист по  высоковольтным линиям. Он следит, чтобы электричество шло людям бесперебойно, оборудование не ломалось, нештатные ситуации (гроза, обрыв линии, перекос фаз) не нарушали жизнь города. В.М. Гладких рассказывал, что это очень сложно и требует огромного опыта работы, но и при этом очень интересно, а самое главное — это ответственно.

Дарья Лаврентьева, целевик от ММЗ, группа 246, направление подготовки «Электроэнергетика и электротехника»

Во время экскурсии на ММЗ мне рассказали о трансформаторах. Трансформатор бережёт от скачков напряжения любое оборудование, которое работает от электрической сети, то есть включается в розетку.

Как это происходит? Трансформатор преобразует переменный ток одного напряжения в переменный ток другого напряжения. При этом частота тока остаётся неизменной, а потери мощности совсем незначительные. В основе действия – электромагнитная индукция.

Как это устроено? У трансформатора есть обмотки, электрически не связанные между собой. Обмотка, на которую подается электроэнергия, называется первичной. Обмотка, подсоединённая к устройствам, потребляющим ток, —  вторичная. Обмотки могут быть проволочными или ленточными. Они наматываются на сердечник, или магнитопровод (изготавливается из листовой электротехнической стали).

Когда трансформатор подсоединяют к источнику переменного тока, на первичную обмотку подаётся переменное напряжение, и ней начинает течь переменный ток. Этот ток, в свою очередь, создаёт в магнитопроводе переменный магнитный поток, под воздействием которого в обмотках возникает переменная электродвижущая сила. Когда вторичная обмотка присоединяется к прибору, по ней также начинает течь переменный ток.

Регулируя количество витков в обмотках, получаем нужное входное и выходное напряжение, так как электродвижущая сила зависит от числа витков. Устройство с одной обмоткой называется автотрансформатором.

Трансформаторы бывают разных видов:

  • по количеству фаз — одно- или трехфазные;
  • по числу обмоток — двух- или трёхобмоточные, а также двух- или трёхобмоточные с расщеплённой обмоткой;
  • по типу изоляции – сухие, масляные или с негорючим заполнением;
  • по видам охлаждения – с естественным масляным охлаждением, с принудительной циркуляцией масляного охлаждения и сухие трансформаторы с воздушным охлаждением.

Отдельно расскажу про масляные трансформаторы. Насколько я поняла, они используются чаще остальных. Масло поступает в трансформатор по специальным трубочкам и выполняет следующие функции:

  • охлаждение. Во время скачков напряжения температура трансформаторных обмоток увеличивается; соответственно, устройство нужно охлаждать;
  • электрическая изоляция. Масло действует как изолятор между обмотками и помогает избежать короткого замыкания;
  • мера безопасности. Индикатор температуры масла описывает внутреннее состояние трансформаторного бака. Масло помогает избежать тяжелых потерь и повреждений аппаратов.

Масляный трансформатор компактный — его легко разместить в любом помещении или на улице. Корпус защищён от окружающей среды. Внутри есть гильза для жидкостного термометра, который показывает температуру верхних слоев масла.

Комментарии преподавателей:

Наталья Павловна Малышкина, заместитель декана ЭТФ, ответственная за организацию учебной практики от кафедры Автоматики:

По итогам учебной практики в сентябре была публичная защита отчётов. Студенты с горящими глазами рассказывали о своей работе в мастерских МиМК и о впечатлениях от экскурсий. Комиссия преподавателей, слушавшая их отчёты, также, как и сами ребята, удовлетворена результатами такой формы прохождения учебной практики.

 

Максим Владимирович Носиков, член комиссии по приёму отчётов по практике:

Студенты на защите выглядели достойно. У большинства приоткрылись глаза на сущность их профессии. Они прочувствовали рабоче-деловую атмосферу — совсем другую, не школьную, а как на настоящем производстве. Вдобавок, ребята получил реальный навык, который можно применить и для себя, и на факультете в научно-практической работе. У нас на этот курс большие надежды.

 

Спасибо за фото Наталье Томских